Тест рука для дошкольников

Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. Читать бесплатно онлайн в электронном виде Страница 6 Единое окно Голосов: 5 В учебном пособии рассматриваются современные методы диагностики и коррекции психического развития детей в дошкольном возрасте. Представленный материал используется в рамках вузовского курса "Методы психологического обследования и коррекции когнитивной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста". Пособие предназначено студентам очного и заочного обучения по специализации "Психология развития и возрастная психология", аспирантам, практическим психологам, работающим в сфере образования и социальной защиты. В пособии приведены литературные источники для дополнительного изучения особенностей психического развития детей дошкольного возраста. Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения картинки, формулы, графики отсутствуют. Цель: выявить статусное положение ребенка в группе сверстников Оборудование: набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизи- рующих хорошее и плохое настроении, и стремление к доминированию или под- чинению. Процедура проведения: применяется с 5 лет и старше. Четыре маски выкла- дывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них Инструкция: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? » После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос: «А на кого ты смотришь обычно вот так? А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? Принимает- ся любой ответ, в том числе и отказ отвечать. Анализ результатов: эмоциональное состояние ребенка в группе про- является в выборе маски с определенным настроением, хорошим или пло- хим при ответе на первый вопрос. Подсчитывают, сколько раз были вы- браны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос «На кого из ребят ты смотришь вот так? » Если ребенок тест рука для дошкольников своим ме- стом в группе, то количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса лидерства или отверженно- сти ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, ко- торое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочита- ют общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в группе, а потому не испытывают тревоги от того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно об- щаться, его тест рука для дошкольников в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положени- ем, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не под- чиняется данному лидеру. Таким образом, выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отвержен- ность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отго- роженность от группы. Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчине- ние» — как при первом вопросе это самый важный показательтак и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, неудовлетворенных своим статусным местом. Те дети, тест рука для дошкольников которых проявляется стремление к доминированию, не удовлет- ворены, как правило, своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей им важно показывать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не просто вводить их в группу на лю- бые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовле- творены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпо- читая пробиваться самим. Оборудование: лист тест рука для дошкольников, на котором нарисованы два небольших стан- дартных домика. Один из них, что побольше — красного цвета, а другой — чер- ного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами. Процедура проведения: проводится с детьми в возрасте 4—7 лет. В процессе рисования детям психолог рассказывает, что в одном красном домике много разных игрушек, книжек, в другом, черном, игрушек тест рука для дошкольников нет. «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из тест рука для дошкольников своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый записывает тех детей, ко- тест рука для дошкольников ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Анализ результатов: интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением свер- стников в красном тест рука для дошкольников черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную мас- су сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в тест рука для дошкольников или окру- жая себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети, либо дети конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Этих детей особенно рекомендуется протестировать методом «Маски», для того чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в груп- пе и выявить наличие стремления к доминированию, которое обычно прису- ще именно конфликтным детям. Оборудование: лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой каран- даш. Процедура проведения: методика предназначена для работы с детьми старше трех лет. Применяется в комплексе с классическими тестами и основными мето- дами психологии наблюдение, эксперимент и др. При проведении диагностики испытуемому возможен вариант с использовани- ем карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, каким ты его се- бе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Анализ результатов: При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: — пространственное расположение и размер рисунка, — характеристики линий, — сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной ме- тодики: — характеристика «образа кактуса» дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр. В рисунке ребенка могут проявиться следующие качества: Агрессивность — наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко распо- тест рука для дошкольников друг от друга. Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в как- тусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм — использование ярких цветов вариант с цветными карандашамиизображение «радостных» кактусов. Тревожность — использование темных цветов вариант с цветными каранда- шамипреобладание внутренней штриховки тест рука для дошкольников линиями. Женственность — наличие украшений, цветов, мягких линий и форм. Экстравертность — наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертность — на рисунке изображен один кактус. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — дико- растущие, пустынные кактусы. После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков. Этот кактус домашний или дикий? Этот кактус сильно колется? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то что это за растение? Когда кактус подрастет, то как он изменится иголки, объем, отростки? При интерпретации выполненных рисунков необходимо учитывать изобрази- тельный опыт ребенка наличие или отсутствие егоиспользование стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ Тесты для определения особенностей латерализации Как показывает практика, увеличилось число детей, демонстрирующих большое количество левосторонних моторных и сенсорных предпочтений. Условно неблаго- приятным можно считать сочетание левого глаза и правой руки и, наоборот — веду- щего правого глаза и тест рука для дошкольников левой руки. Для психолога практика это является до- полнительным показателем, который должен быть включен в оценку прогноза даль- нейшего развития и обучения ребенка. Правила проведения тестов 1. Тестирование проводится индивидуально с каждым ребѐнком. Обследование проводится в спокойной обстановке. Не следует фиксировать внимание ребѐнка на том, что вы определяете «рукость». Используйте инструк- цию типа: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Я буду тебе давать задания, а ты постарайся их хорошо выполнить». Психолог должен сидеть за столом строго напротив ребѐнка. Все приспособления, пособия, предметы следует класть строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Не рабочие материалы лежат вне поля зрения ребѐнка на другом столе. Желательно как можно меньше показывать задания самому психологу. Малышей тестировать в игровой форме. Дети и тем более подростки не должны догадываться об истинной цели экс- перимента или, по крайней мере, не должны задумываться о ней. Например, сле- дует говорить «покажи, как ты зажигаешь спичку», но не «какой рукой ты чирка- ешь спичкой о коробок? » Последняя формулировка недопустима. Ребѐнку предлагается несколько спичечных коробков. Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок. Тест рука для дошкольников предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчи- вающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырѐк. Ребѐнку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщи- ны. Ведущей считается та рука, которая развязы- вает узел, а другая держит. Ребѐнка просят протереть доску игрушку, стол, стул и т. Активные действия выполняет ведущая рука. Ребѐнку предлагается поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука. Ребѐнку предлагается раздать карты. Ведущая рука раскладывает карты. Погладить игрушку, держа еѐ в руке. Инструкция «Похлопай в ладоши». Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой. Инструкция «Нарисуй круг на ладошке». Ведущая рука рисует круги на ла- дошке другой руки. Ведущая рука выполняет активные, точно дози- руемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы. Сверху оказывается большой палец тест рука для дошкольников щей руки. Скрещивание рук — «поза Наполеона» Инструкция «Покажи, как тест рука для дошкольников скрещиваешь руки». Кисть ведущей руки оказы- вается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под пред- плечьем ведущей руки. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на рас- стоянии 1—1,5 см. Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1—1,5 см. После того, как ребѐнок выполнит эту инструкцию пред- лагается это же самое сделать левой рукой в течение 30 секунд. Большее количе- ство линий проводится ведущей рукой. Анализ результатов: Каждый тест оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов — 13. Тесты определения ведущей руки По мнению французской исследова- тельницы Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие- либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 за- даний, а в тех случаях, когда этих проблем нет, можно применить сокращѐнный вариант. Завинтить крышки на бутылках. Наколоть, нанизать пуговицы, бусины при этом стержень, иголку необхо- димо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин. Намотать нитку на катушку. Перелить из одного сосуда в другой. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку. Отвинтить гайку рукой, ключом. Сложить мелкие детали пуговицы, бусины в узкий цилиндр. Разложить раздать карточки, карты. Проколоть дырочки 5—6 ударов. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики. Продеть нитку в тест рука для дошкольников. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки. Достать бусинку ложкой из стакана. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка. Тест рука для дошкольников, открыть молнию на сумке. Взять стакан и сделать несколько глотков воды. В тех случаях, когда выбирается рука для письма, автор В сокращѐнной батарее тестов нет графических тестов. Это в основном быто- вые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребѐнка непривычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой. Тесты, разработанные отечественными исследователями Рисование Оборудование: лист бумаги, карандаш или фломастер. Тест рука для дошкольников выполнения: ребѐнку предлагается нарисовать то, что он хочет. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое дру- гой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею или не могу». Необходимо ус- покоить его и подбодрить: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся и у тебя по- лучится». Оценивается: какой рукой работает, какой рукой лучше качество выполнения рисунка, как держит карандаш не правильно, не удобно, в кулаке, высоко или низкосильно ли напряжѐн при выполнении задания. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Найди спичку в коробочке Оборудование: несколько коробков 8—10в одном из них спичка. Методика выполнения: ребѐнку предлагается найти спичку: «Найди спичку в одной из коробочек». Оценивается: какой рукой ребѐнок совершает активные действия. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие открывает, закрывает. Постройка колодца из палочек Оборудование: спичечные палочки или плоские счѐтные палочки 20—30 штук. Методика выполнения: ребѐнку предлагается построить из палочек колодец. Оценивается: какой рукой ребѐнок совершает активные действия. Ведущая та рука, которая используется более активно. Игра в мяч Оборудование: мяч теннисный, так как его легко ловить и бросать одной рукой. Методика выполнения: мяч кладѐтся на стол прямо перед ребѐнком, и психо- лог просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз. Оценивается: какой рукой ребѐнок совершает активные действия Ведущая тест рука для дошкольников рука, которая используется более активно. Вырезывание картинки Оборудование: ножницы, соответствующие по размеру и форме руки ребѐнка, открытка с рисунком 10—15 штук цветок, зайчик, узор и т. Методика выполнения: ребѐнку предлагается вырезать картинки. Оценивается: какой рукой ребѐнок совершает активные действия. Ведущая — более активная рука, причѐм это необязательно та рука, в которой ребѐнок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребѐнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вырезывание может быть трудным тест рука для дошкольников непоказательным, если ножницы не соответствуют размеру и по форме руке ребѐнка. Все карточки 10—15 штук ребѐнок должен взять в одну ру- ку, а другой как правило, это ведущая рука раскладывать. Нанизывание бусин, бисера, пуговиц Оборудование: бисер или бусинки или пуговицы, иголка с ниткой тест рука для дошкольников шнурок. Методика выполнения: ребѐнку предлагается сделать бусы из бисера или пу- говиц. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независи- мо от того, в какой руке ребѐнок держит тест рука для дошкольников или шнурок. Выполнение вращательных движений Оборудование: 2—3 пузырька тест рука для дошкольников завинчивающимися крышками. Методика тест рука для дошкольников ребѐнку предлагается открыть пузырьки. Оценивается: активность руки при выполнении вращательных движений. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребѐнок может держать пу- зырѐк за крышку, а крутить сам пузырѐк. Методика выполнения: ребѐнку предлагается развязать узелки. В данном тесте бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узел- ков даѐтся ребѐнку с трудом и он использует обе руки. Поэтому можно использо- вать вариант этого теста, а именно составление цепочки из скрепок. Как правило, ребѐнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить к цепочке данное действие выполняет ведущая рука. «Построй из кубиков дом, заборчик, сложи рисунок по образцу и т. Оборудование: кубики не менее10 штук или мозаика или конструктор. Методика выполнения: ребѐнку предлагается поиграть с кубиками и постро- ить домик или заборчик. Ведущая рука чаще берѐт, укладывает и поправляет кубики, детали. В работе с кубиками часто наблюдается активность обеих рук, поэтому можно продублиро- вать тест, предложив ребѐнку мозаику с конкретным заданием по образцу. Данные о семейном левшестве Выясняется, есть ли в семье ребѐнка леворукие родственники — родители, бра- тья, сѐстры, бабушки, дедушки в процессе беседы с родителями. Для подведения итогов необходимо вести протокол результатов. Если ребѐнок одинако- во активно использует обе руки, знак плюс ставится в графу «Обе руки». Десятая строка таблицы должна содержать данные семейного левшества, ко- торые тест рука для дошкольников из беседы с родителями ребѐнка. Если есть случаи левшества в се- мье, то в десятой строке ставится знак плюс в графе «Левая рука». Если вы получите больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребѐнок, ско- рее всего левша. Ситуация может быть прямо противоположной. Поэтому полезно ещѐ раз проверить, какой рукой ребѐнок выполняет непривычные действия см. Если ребѐнок тест рука для дошкольников владеет обеими руками в бытовых условиях, то не- редко начинает писать и правой и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет пра- вой, или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Исследования французских учѐных показали, что, как правило в 90% случа- евграфические левши оказываются и тест рука для дошкольников левшами, а графические прав- ши в 90% случаев бытовыми правшами, причѐм это соотношение сохраняется в возрасте от 5 до 12 лет. Такое разнообразие создаѐт сложности при выборе руки для письма, и каж- дый из них может быть тем единственным случаем, который вы и должны тест рука для дошкольников определить. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. Как правило, эти дети левши, но дома и в детском саду их переучивали с ран- него детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей про- цесс обучения письму будет идти легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. В жизни причиной использования при письме и рисовании левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребѐнка писать правой рукой. Во всех случаях взрослые должны с пониманием отнестись к желанию ребѐнка работать той или иной рукой. Методы определения ведущего глаза Для успешного обучения ребѐнка необходимо знать, какой глаз и нога явля- ются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действо- вать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект пере- учивания. Тест рука для дошкольников ребѐнком на стол на тест рука для дошкольников расстоянии между обеими руками кладѐтся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребѐнок это делает. Проба с прицеливанием проба Розенбаха.



COPYRIGHT © 2010-2016 debarocenter.ru