Проблема развития личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности проблема развития личности ее развития. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, общей проблема развития личности социальной психологией, возрастной физиологией и анатомией, социологией и другими науками. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Напомним, что под развитием понимается — объективный процесс последовательных внутренних количественных и качественных изменений во всех сферах личности; ее взросление. Развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни человека. Основными составляющими развития выступают физическое, психическое, духовное, социальное, культурное, интеллектуальное и профессиональное развитие. Интегральным показателем развития личности выступает ее развитость. Развитие и развитость — процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком. Анцыферова следующим образом раскрывает важные для психологии и педагогики характеристики процесса развития человека: Необратимость. Любая деградация, обратное развитие не являются зеркальным отражением поступательного развития; возвращение проблема развития личности на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям. Полное восстановление достигнутых ранее результатов невозможно. Любое развитие включает в себя две диахронические структуры — прогресс и регресс. Проблема развития личности развитие от низшего к высшему, от простого к сложному обязательно включает в себя элементы регрессии в силу того, что выбор одного из проблема развития личности развития оставляет нереализованными многие другие. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. Неизбежным во всяком развитии являются не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема. Проблема развития личности феномен связан с формированием принципиально новых личностных структур, которые на начальных этапах становления развиты в некоторых отношениях хуже, чем старые. Когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее иногда с ущербом для своего здоровья. В такого рода переходах обычно выделяются проблема развития личности фазы: фаза дезорганизации и кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры; сенситивный период быстрого развития и реализации новых возможностей; критический период — снижение темпов развития, повышение уязвимости системы. Переход стадий проблема развития личности уровни развития сохранение предыдущего в новом. При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. Так, первые две стадии развития мышления — наглядно-действенное и образное мышление — не исчезают с появлением понятийного мышления, но сохраняются в качестве особых форм для решения задач определенного типа. Единство изменения и устойчивости. Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни проблема развития личности всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. Иначе говоря, успешное развитие невозможно без консервативной тенденции. Развитие личности, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Например, это могу быть новые личностные качества, способности, умения. Вопрос о факторах условиях и движущих силах развития человека долгое время оставался дискуссионным. Одни исследователи считали, что решающее значение имеет фактор наследственности Фрейддругие приписывали главную роль среде Дж. Уотсонтретьи полагали, что оба фактора взаимодействуют Таким образом, можно выделить биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное направления в исследованиях проблем развития человека. Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, объясняют поведение человека действием присущих ему от рождения потребностей, влечений инстинктов. Биологизаторское направление можно проиллюстрировать следующими высказываниями: «Все в личности предопределено наследственностью»; «Учитель — повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться» Сократ. Представители социологизаторского направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем проблема развития личности и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. Проиллюстрировать позицию социологизаторского направления в исследованиях помогут следующие высказывания: «Ребенок — «чистый лист», все зависит от условий среды. Развитие полностью зависит от обучения»; «Женщина должна нам дать организм, а мы из него сделаем советского человека» Представители биосоциального направления считают, что психические процессы ощущение, восприятие, мышление и др. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Современная педагогическая наука проблема развития личности личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако проблема развития личности роль играют те мотивы, интересы, цели то есть результаты социальной жизникоторые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т. Личность, по определению Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношении с другими людьми. Таким образом, личность существует, проявляется и формируется в деятельности и в общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей. Выготский, ни одно из специфических человеческих психических качеств логическое мышление, воображение, волевая регуляция и т. Для формирования такого рода качеств нужны определенные условия жизни и воспитание. Воспитание понимаемое как специально организованный педагогический процесс выступает как третий существенный фактор развития проблема развития личности формирования личности. При этом нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в развитии личности имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. Активность человека и внутренняя позиция личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям определяют направления формирования личности. Таким образом, все воздействия и влияния, которые влияют на развитие и формирование личности, можно разделить на две группы — проблема развития личности и внутренние. Влияние среды и воспитания относится к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств проблема развития личности переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий среды и воспитанияесть внутренние факторы. Развитие и формирование личности являются результатом взаимодействия этих двух групп факторов. Воспитание будет играть определяющую роль в развитии личности только при условии, что оно стимулирует и активизирует работу человека над собой. Именно активность и собственное стремление человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют ее развитие. Проблема развития личности условия для развития личности означает не просто изменить внешние условия социальной среды. Необходимо задействовать внутренний механизм собственной активности личности внутреннюю мотивацию и включить личность в деятельность, а именно: в общение, игру, учение, труд. Какой должна быть деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию человека? Перечислим важнейшие педагогические требования к деятельности как фактору развития личности: — цели и результаты деятельности должны быть определены личностью или, при проблема развития личности их постановке, приняты личностью; — содержание и формы деятельности должны соответствовать возрасту, потребностям интересам личности; — деятельность должна выступать для человека источником открытия, вдохновения, радости; — доля самостоятельности личности, ее творческого проблема развития личности, а также ответственности за полученные в деятельности результаты должна возрастать; — деятельность должна быть не только индивидуальной, но и коллективной, предполагать сотрудничество; — создание ситуации успеха личности в деятельности например, каждый ребенок для эффективного развития должен пережить состояние: «Я могу! », «У меня получается! Вопросы и задания для самопроверки и проблема развития личности В чем состоит сущность развития человека? В чем состоят особенности развития личности? Что такое новообразование с точки зрения психологии и педагогики? Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих под влиянием каких факторов развивается человек. Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие человека. Почему деятельность является фактором развития личности? Записи по теме .



COPYRIGHT © 2010-2016 debarocenter.ru